Специфика железнодорожного строительстваСтроительство железных дорог может вестись в самых разных климатических и геологических условиях, в любое время года, под открытым небом. Как правило, железнодорожное строительство осуществляется в малообжитых районах, и включает в себя сооружение новых и соединительных путей, строительство вторых и третьих путей, переустройство и реконструкцию отдельных линий, электрификацию существующих и новых железнодорожных магистралей. На уже существующих железных дорогах все работы, как правило, ведутся в условиях постоянного движения подвижных составов. Большое значение для увеличения эффективности железнодорожного строительства имеет рациональное планирование и организация производства, совершенствование строительных технологий, улучшение инженерной и комплексной подготовки. В целом работы по сооружению железных дорог делятся на три этапа – подготовительный этап, основной и заключительный.Подготовительные работы при сооружении железнодорожного пути включают в себя восстановление и закрепление оси магистрали, укладку земляного полотна, вырубка кустарников и деревьев, устройство водоотводных и нагорных канав, строительство автомобильных дорог для обслуживания строящейся железнодорожной магистрали. После вырубки деревьев и кустарников выполняется корчевка пней. На всем протяжении сооружаемого участка дороги строится земляное полотно. Грунт при этом не должен быть глинистым, текучей или легкопластичной консистенции. На прямых участках пути ширина земляного полотна должна соответствовать верхнему строению пути. Подбор строительной техники для возведения земляного полотна подбирается для каждого участка в зависимости от производства работ по уплотнению и рыхлению грунта. В основном для строительства железнодорожных магистралей используют скреперы, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы. В ходе железнодорожного строительства, сооружения объектов железнодорожного комплекса загрязняется воздушный бассейн, почвенный покров и воды, образуется множество промышленных отходов и строительного мусора. Поэтому вопросам сохранения окружающей среды при строительстве железнодорожных магистралей, уделяется очень большое внимание. На пути строительства железных дорог нередко возникают естественные препятствия – реки, горы, овраги, поэтому процесс строительства включает в себя сооружение сопутствующих объектов, в частности, железнодорожных мостов, виадуков, путепроводов и эстакад. Железнодорожные мосты принято классифицировать по нескольким признакам: по количеству пролетов – одно-, двух-, трех- и более пролетные, по числу основных путей – одно-, двух и многопутные, по длине – малые (до двадцати пяти метров), средние (от двадцати пяти до ста метров), большие (от ста до пятисот метров) и внеклассные (свыше пятисот метров), по расположению проезжей части. Также железнодорожные моты подразделяются по способу восприятия опорами нагрузки от пролетных строений – винтовые, висячие, рамные, арочные, балочные и комбинированные, и по использованному для их строительства материалу - железобетонные, каменные, металлические, деревянные и комбинированные. Мосты в ходе железнодорожного строительства сооружают специализированные подразделения – мостоотряды или мостопоезда. Конструкции из бетона или железобетона мостов больших размеров или внеклассных мостов производят на специализированных полигонах или заводах и доставляют к месту строительства автомобильным или железнодорожным транспортом. Затем их устанавливают на готовые опоры. Конструкции металлических железнодорожных мостов производят в заводских условиях из стального проката, а предварительно изготовленные детали с помощью электросварки объединяют в конструктивные блоки. Все соединения металлических конструкций выполняют на болтах. Опоры железнодорожных мостов в зависимости от способа строительства подразделяют на монолитные, которые полностью изготавливаются на месте, сборные, которые монтируют из заранее изготовленных элементов из бетона или железобетона, а также сборно-монолитные, которые выполняются из сборных и монолитных элементов. Самой сложной работой является монтаж пролетов мостов. Для него необходима техника большой грузоподъемности и особой точности укладки мостовой конструкции на опоры. Прежде чем монтировать пролетные строения, осуществляется сборка элементов конструкции. Для монтажа балок пролетных строений используется специальная строительная техника – краны на железнодорожном, автодорожном и гусеничном ходу, а также плавучие краны. Обычно последние применяются в тех случаях, когда строится железнодорожный мост через широкие и глубокие реки. |
||