Фазометр как часть дальномераФазометр - часть дальномера, включающая, как это следует из приведенного выше, фазовращатель, фазовый детектор, счетчик и индикатор в виде стрелочного прибора, который при автоматическом управлении заменяется двигателем. Последний под действием сигнала рассогласования, поступающего от фазового детектора, вращает вал фазовращателя до момента уравнивания фаз опорного сигнала и сигнала, несущего информацию о расстоянии. Фазовращатель представляет вращающийся трансформатор, состоящий из статора и ротора. На обмотки одного из них, состоящего из двух перпендикулярно расположенных катушек, подается опорный сигнал расщепленный на два сдвинутых по фазе на 90°. В простейшем случае сигнал расщепляется посредством цепочки. Для сдвига по фазе на 90° это 1.Сдвиг фазы снимаемого напряжения пропорционален углу между осями подвижной и неподвижной катушки. Этот угол может быть отсчитан на шкале фазовращателя (гониометра). Принцип построения фазового детектора прост, как теплый пол электрический, и его можно пояснить известной схемой с сопротивлениями нагрузки. Опорное напряжение и напряжение сигнала, несущего информацию о расстоянии, складываются как векторы. К зажимам а - ах подключается или стрелочный измерительный прибор или цепь двигателя, отрабатывающего разность фаз. Если фазы равны, разность напряжений на зажимах равна нулю, и в этом случае разность фаз будет отмечена или на шкале фазовращателя или на счетчике, вал которого соединен с валом фазовращателя. Поскольку разность фаз пропорциональна измеряемому расстоянию, при соответствующей градуировке отсчет по шкале или по счетчику будет получен в необходимых для определения расстояний единицах. Погрешность при измерении разности фаз индуктивным фазовращателем достигает 0,5-1,0°, в связи с чем фазовращатель калибруется для получения поправок. |
||