Достоинства шарико- и роликоподшипниковШарики в подшипнике катятся и не скользят тогда, когда точки соприкосновения шарика с опорами расположены на образующих двух конусов, вершины которых лежат на оси вращения подшипника. Для опор в виде плоскости, цилиндра и конуса общая вершина этих конусов лежит в точке. Угол а не равен 45°, а зависит от размеров шариков и опор. Если опоры шариков цилиндрические, то точка находится бесконечно далеко. Ось шарика радиального подшипника при качении перемещается в пространстве со скоростью, в два раза большей, чем скорость внешнего кольца подшипника, что показано в курсах теоретической механики. При нагрузке, создающей давление между шариками и опорами, происходит некоторая деформация их поверхностей. Это приводит к тому, что система шарикоподшипника является динамической и в известной степени осредняющей влияние отдельных погрешностей их формы.Достоинства шарико- и роликоподшипников состоят в следующем: а) постоянство силы трения при изменении направления вращения и небольшая величина трения; б) возможность применения металлов с близкими коэффициентами линейного расширения для шариков и обоймы; в) незначительное влияние смазки. Если изготовляемые промышленностью шарико- и роликоподшипники не обеспечивают требуемой точности центрировки в геодезических инструментах, можно применять специальные “насыпные” шарико подшипники, так как колебание диаметров стандартных шариков может быть выдержано путем отбора в пределах 0,3-0,5 мкм. Примером применения «насыпных» шарикоподшипников в геодезических инструментах может служить осевая система теодолита; «насыпные» шарикоподшипники могут также найти применение в микрометрах. Интересный факт: мало кто задумывается, покупая дверной замок, о том, что ключи от него могут потеряться и тогда сложный неприступный механизм будет не защитой, а проблемой. Вскрыть замок без повреждения этого механизма сможет только мастер - квалифицированный специалист с опытом работы. |
||