Зарядка маховикаОказывается, подзаряжать маховик энергией можно не только на стоянке, но и на ходу от троллейных проводов и штанг. Некоторое время гиротроллейбус (так назвали этот вид транспорта) работает как обычный троллейбус, питаясь энергией от троллейных проводов. Но в то же время он подзаряжает свой маховичный аккумулятор, чтобы затем, когда уже не будет проводов, пройти около 10 км на одном маховичном двигателе. Проект такого гиротроллейбуса был разработан в 1970 г. отделением фирмы «Локхид» (США). Маховичный двигатель из термообработанной высокопрочной стали имеет диаметр чуть больше метра, высоту около полуметра, массу 314 кг и размещается под полом салона гиротроллейбуса. Профиль маховика — гиперболический, близкий к равнопрочному диску, благодаря чему он может накопить в 10 раз больше энергии на единицу массы, чем маховик швейцарского гиробуса. Маховик откован заодно с валом, на котором сидит ротор обратимого электродвигателя переменного тока. Корпус маховика, в котором также находится и электродвигатель, вакуумирован.При движении машины в режиме троллейбуса маховик разгоняется до 20 тыс. об/мин, затем он выделяет энергию на движение гиротроллейбуса на расстояние около 10 км при снижении угловой скорости вдвое, т. е. до 10 тыс. об/мин. При этом выделяется три четверти всей запасенной в маховике энергии. Интересный гибрид троллейбуса, самосвала и гировоза разработан институтом УкрНИИПроект (в г. Киеве). Чтобы не загрязнять атмосферу карьеров вредными выхлопными газами, там часто используются троллейвозы — большегрузные самосвалы с питанием от троллейных проводов. Промышленной компании приобрести троллейвоз в Киеве столь же просто, как линолеум купить в Минске. Однако троллейвоз может потерять маневренность, особенно в забое; кроме того, троллейные провода мешают при погрузке грунта экскаватором и затрудняют проведение взрывных работ в забое. Поэтому большегрузный самосвал должен хотя бы 100—200 м проходить без питания от проводов. Был создан 25-тонный самосвал с питанием от троллейных проводов и с маховиком, который во время движения машины, как и у гиротроллейбуса, разгоняется электродвигателем. При необходимости самосвал отходит от сети и может двигаться до 400 м в груженом состоя пни за счет энергии, накопленной при разгоне в маховике. Масса троллейвоза в груженом виде 55 т. Маховик диаметром 1,2 м и массой 1320 кг вращается с максимальной частотой 3500 об/мин, выделяя около 4 кВт-ч энергии при снижении угловой скорости до 1000 об/мин. Маховик соединяется с электродвигателем — генератором обратимого типа мощностью около 100 кВт. КПД троллейвоза, как гировоза и гиробуса, составляет около 50%. |
||