Заклинивание. Угловая скорость вращения ПДПредположим, что в зазор между пластиной и ротором вставлен клин. При вращении ротора по часовой стрелке клин втягивается в зазор; при этом сила трения между клином и ротором увеличивается. При вращении в противоположном направлении клин выталкивается из зазора и сила трения уменьшается. Аналогичный эффект наблюдается, если просто опереть пластину на ротор. Роль клина в этом случае играет часть материала в зоне контакта. Тот же эффект, очевидно, должен иметь Место и в Случае, когда конец стержня перемещается по поверхности ротора. При движении вправо происходит заклинивание, при движении влево — расклинивание. В область контакта может втягиваться и материал ротора, что также приводит к увеличению силы трения в одном из направлений вращения ротора.Для оценки влияния заклинивания на характеристики двигателя было установлено видеонаблюдение и измерены коэффициенты заклинивания для различных материалов ротора. Коэффициент заклинивания определяется по формуле, в которой используются моменты трогания ротора в прямом и обратном направлениях. Оказалось, что коэффициенты заклинивания для различных фрикционных пар заметно различаются. Однако обнаружить прямую связь между коэффициентом заклинивания и параметрами двигателя не удалось. Причина заключается в том, что если при обратном движении конца осциллятора контакт нарушается, то заклинивание вносит дополнительное трение только при прямом движении. Можно предположить, что мощность на валу ПД должна зависеть от силы трения и в меньшей мере от коэффициента трения, который влияет лишь на силу прижима. Поэтому связь параметров двигателя с коэффициентом трения является косвенной — через силу прижима. От этой силы зависит поглощение акустической энергии ротором. Но указанное поглощение зависит от многих факторов, в том числе и от свойств материала ротора и его геометрии; поэтому заметить влияние заклинивания пока не удается. |
||