Выгодные виды транспорта энергииВ настоящее время наиболее выгодным видом транспорта энергии среди всех названных выше является перекачка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Близка к ней по экономичности перевозка нефти и продуктов ее переработки на больших танкерах. Именно вследствие малых затрат на транспортировку мировые цены на нефть мало зависят от места ее потребления. Как и все жидкости, нефть почти несжимаема, и поэтому расход энергии на ее перекачку определяется только необходимостью преодоления сил трения в трубопроводе, т. е. является относительно малым, как и расход энергоресурсов, приходящийся на профессиональное лазерное оборудование. В электроэнергетике, однако, нефть и получаемые из нее продукты используются все меньше. Эта тенденция в дальнейшем не только сохранится, но и усилится. Перекачка по трубопроводам природного газа стоит уже значительно дороже. Так как газ сжимаем, то вместо употребляемых на нефтепроводах насосов здесь приходится использовать компрессоры. Представляет интерес перекачка газа в сжиженном состоянии. Расход энергии на перекачку резко снижается, а диаметр трубопровода при том же количестве транспортируемого газа может быть выбран гораздо меньше.Что касается транспорта угля на дальнее расстояние, то для этой цели используется только железнодорожный и водный транспорт. За последнее время проявляется большой интерес к транспорту угля по трубопроводу в контейнерах и в виде пульпы, т. е. примерно пятидесятипроцентной смеси измельченного угля с водой. Это направление действительно интересно. Более универсальным средством транспорта энергии являются линии электропередачи (ЛЭП). Их назначение не только односторонняя передача энергии, как это происходит, например, с помощью нефте- и газопроводов, но и осуществление связи между отдельными электростанциями и целыми энергетическими системами. Такая связь помогает повысить надежность работы энергосистемы, сократить необходимый резерв мощности, облегчить работу системы в периоды максимальной и минимальной потребности в электроэнергии. По основным экономическим показателям — удельным капиталовложениям и эксплуатационным расходам ЛЭП пока уступают не только нефтепроводам, но и газопроводам. Общая тенденция развития дальних линий электропередачи — повышение электрического напряжения: чем оно выше, тем меньше электрический ток и, следовательно, тем меньше потери электроэнергии в проводах. Характер этих потерь обычный: электрическая энергия превращается в тепловую, а эта последняя рассеивается. Главное, что ограничивает повышение напряжения в ЛЭП,— это проводимость воздуха. Дальние линии электропередачи в настоящее время делаются воздушными: металлические провода, по которым течет электрический ток, с помощью специальных опор и изоляторов подвешиваются в воздухе. Электрическое сопротивление воздуха должно быть достаточно большим, чтобы не происходило «пробоя воздуха». Беда в том, что проводимость воздуха резко растет после достижения определенного предела по напряжению. |
||