Ток в обмотке якоряВ кривых полей неявнополюсных индукторов содержание гармонической третьего порядка обычно невелико, но зато гармонические пятого и седьмого порядков выражены очень отчетливо. Кроме того, поскольку обмотка индуктора заложена в пазы, как правило, открытые, каждому из них соответствует провал; если бы не большие значения зазора, свойственные неявнополюсным машинам, эти провалы были бы более значительны, чем упомянутые выше. Порядки гармонических, определяемых пазами индуктора, обычно отличаются на ±1 от числа делений индуктора на одну пару полюсов, которое, как правило, четно. Если в больших зубцах имеются пазы, не заполненные обмоткой, то они обычно закрываются магнитными клиньями и почти не вызывают провалов в кривой поля.Если в обмотке якоря возникает ток, то она, в свою очередь, создает магнитное поле реакции якоря; это поле, взаимодействуя с полем индуктора, образует общее результирующее поле. Такой эффект можно получить, если арматура выполняет роль индуктора. При целых числах пазов на пару полюсов поле реакции якоря состоит из гармонических только нечетных порядков; в отличие от поля индуктора эти гармонические не остаются в одном и том же положении относительно основной волны, но, как будет показано в главе четвертой, вращаются с различными скоростями и в разные стороны, что очень осложняет картину взаимодействия полей индуктора и якоря. Положение основной волны поля реакции якоря по отношению к основной волне поля индуктора может быть различным; оно зависит от нагрузки машины, в первую очередь от коэффициента мощности. В чистом виде поле реакции якоря может быть получено, если при удаленном индукторе подать питание в обмотку якоря переменным током с соответствующим числом фаз; но оно значительно слабее, чем при заложенном индукторе, поскольку магнитное сопротивление ему намного выше. Почти то же самое может быть получено в асинхронной машине, если питать обмотку ее статора (первичного якоря), а ротор вращать с синхронной частотой при помощи постороннего двигателя; пазы ротора будут создавать в кривой поля провалы, движущиеся вместе с основной волной так же, как провалы от пазов индуктора, явно- или неявнополюсного. Если же начать затормаживать ротор, так что он станет вращаться с некоторым скольжением, то в проводниках его обмотки возникнут токи, которые, в свою очередь, будут создавать после реакции ротора (вторичного якоря); состав этого поля зависит от устройства обмотки. В частности, если ротор снабжен обмоткой многофазного тока, например трехфазного, то поле его реакции по своей структуре будет подобно полю первичного якоря, т. е. тоже будет состоять из гармонических преимущественно нечетных порядков. Никакой индуктор, особенно явнополюсный, не бывает изготовлен настолько идеально, чтобы его поле под всеми полюсами было вполне одинаковым; могут существовать и некоторые неточности расстановки полюсов по окружности и, особенно, различия в зазорах под разными полюсами. Все это приводит к тому, что, по существу, за период всякого поля надо бы принимать полную окружность машины; в двухполюсной машине он совпадает с периодом основной волны, но при любом ином числе пар полюсов р период основной волны в р раз меньше периода поля и, следовательно, основная волна поля индуктора сама является высшей гармонической порядка р по отношению к такому периоду. Однако обычно все эти отступления не "принимаются во внимание, потому что их действия в различных местах большей частью направлены в разные стороны и взаимно компенсируются. |
||