Надежные тепловые аккумуляторыТепловые аккумуляторы всем хороши: у них высокая удельная энергия и срок ее консервации, но тепловая энергия их «второсортна», т. е. из нее очень трудно получить механическую работу или перевести ее в электрическую энергию. Чаще всего приходится использовать ее без преобразований, в виде тепла. Аккумуляторы энергии могут использоваться как отдельно, так и в комбинациях, дополняя друг друга своими полезными свойствами. Оправдывают себя комбинации, или гибриды электрохимических и маховичных аккумуляторов. Первые обеспечивают высокую удельную энергию, вторые — удельную мощность гибридной установки. Тепловые аккумуляторы очень полезны в сочетании с аккумуляторами энергии в виде сжатого газа и столь же необходимы, как акты скрытых работ. При расширении газ сильно охлаждается, теряя свою энергию; тепловой аккумулятор позволяет восполнить эту потерю. Существует много других комбинаций аккумуляторов. На вопрос, какой же аккумулятор лучше, перспективнее всех, нет однозначного ответа: не может быть универсального аккумулятора, применимого во всех случаях жизни.Если режим загрузки силовой установки спокойный, энергию требуется получить в виде электрической, циклы зарядки—разрядки повторяются не очень часто, то для этих целей наиболее подходит электрохимический аккумулятор. Это и аварийные системы освещения, и питание электроприборов, а частично и механических силовых систем. Весьма перспективны электрохимические аккумуляторы для транспорта — электромобилей, особенно тех, которые имеют ненагруженный рабочий цикл, невысокие скорости движения и используются непродолжительное время. Если же электромобиль должен часто тормозить и разгоняться, быстро набирать скорость и обгонять другие средства транспорта, то на помощь электрохимическим аккумуляторам приходят маховичные, играя роль дополнительной силовой установки, берущей на себя «пиковые» нагрузки. Транспортные средства, почти вся работа которых состоит из одних торможений и разгонов, а также работающие большую часть суток с интенсивной нагрузкой, целесообразно снабжать маховичными аккумуляторами. Это почти все средства городского транспорта: автобусы, трамвай, поезда метро. Хорошие перспективы и у гибридов маховичных аккумуляторов с обычными тепловыми двигателями почти для всех видов автомобилей. Применимы также маховичные троллейбусы, которые определенную часть пути проходят, питаясь от троллеев, одновременно заряжая маховичный аккумулятор, а в центре города, например, идут на энергии маховика. Внутризаводские транспортные средства, шахтный, взрывобезопасный транспорт, аварийные системы питания высокой надежности — вот области применения маховичных аккумуляторов. |
||