«Симбиоз» аккумуляторов и двигателейРабочий процесс каждой машины, в том числе и транспортной, обязательно включает разгоны и замедления. Для машин непрерывного действия эти процессы играют незначительную роль, поскольку работа носит характер установившегося режима. Для машин же циклического действия, например городского транспорта, процессы разгона и замедления составляют значительную часть рабочего цикла. Рассматривая эти два процесса, можно заметить, что в первом случае происходит накопление кинетической энергии, во втором — ее уменьшение. При замедлениях автомобиля кинетическая энергия расходуется на его движение, а также рассеивается (диссипирует) в тормозах.При малых скоростях машин доля кинетической энергии в общем энергетическом балансе невелика, температура при этом практически не отличается от той, которую в среднем поддерживают пластинчатые теплообменники, однако с повышением скоростей она возрастает, быстро занимая преобладающую роль. Такое же явление имеет место при снижении сопротивлений движению (или повышении КПД трансмиссии) и уменьшении длины пути цикла. Между тем как у транспортных, так и у других машин циклического действия скорость движения неуклонно повышается, сила сопротивления движению уменьшается, увеличивается КПД трансмиссий (у транспортных машин, кроме того, иногда желательно уменьшение расстояний между остановками). У современных машин циклического действия — автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов метро, пригородных поездов, мостовых кранов и т. п.— для наиболее эффективных циклов на совершение работы тратится около половины суммарной энергии двигателя, а другая ее половина переходит в кинетическую с последующим рассеиванием. В будущем это соотношение, несомненно, еще более ухудшится. Такое положение приводит к необходимости, с одной стороны постоянного повышения мощности двигателя для обеспечения динамических качеств машины, с другой — применения устройств, поглощающих кинетическую энергию: различных замедлителей и тормозов. В результате этого затрудняется дальнейшее повышение производительности и экономичности машин. |
||