Применение алюминиевого проводника для обмоток возбуждения синхронных машинЧем толще изоляция медного проводника, тем выше этот предел; однако и для проводников большего диаметра замена меди алюминием может давать хорошие результаты при соответствующем расчете машины. Попытки применения алюминиевого проводника для обмоток возбуждения синхронных машин определяются его меньшей плотностью; однако именно там, где это обстоятельство могло бы играть наиболее существенную роль — в неявнополюсных индукторах с предельно высокими механическими напряжениями в корнях зубцов — замена меди алюминием не смогла дать преимуществ, потому что нет возможности предоставить алюминиевой обмотке больше места в пазах, чем медной. Стоит отметить, что для работы с алюминиевыми проводниками электрику не обязательно одевать резиновые перчатки, так как кабель имеет резиновую оплетку, достаточно будет иметь при себе перчатки хб. В результате общая магнитодвижущая сила индуктора с алюминиевой обмоткой при прочих равных условиях должна быть понижена почти на одну треть, что идет вразрез с общим направлением развития турбогенераторостроения; этим и объясняется, что отдельные попытки ряда зарубежных фирм применить алюминий в целом успеха не имели. В России не было выпущено ни одного турбогенератора с алюминиевой обмоткой индуктора.Заслуживает упоминания одно своеобразное применение алюминия для обмотки неявнополюсного индуктора с параллельными пазами; обмотка выполнена голым алюминиевым проводником прямоугольного сечения, а роль междувитковой изоляции возлагается на тонкую, специально оксидированную алюминиевую ленту, наматываемую одновременно с обмоткой. Это обеспечивает хорошую теплопередачу от нижних слоев обмотки к наружной поверхности ротора, охлаждаемого вентиляционным воздухом в зазоре машины; однако из-за конструктивных особенностей таких роторов подобное исполнение пригодно только для машин ограниченной мощности. Сравнительно меньше принципиальных возражений вызывает применение алюминия для обмоток возбуждения явнополюсных синхронных машин; здесь вопрос упирается главным образом в возможность размещения алюминиевой обмотки в междуполюсных промежутках. |
||