Обмотки и изоляцияВ реальных обмотках далеко не все виды изоляции существуют одновременно. Так, обмотки статоров крупных машин с высокими номинальными напряжениями и большими номинальными токами обычно имеют одновитковые секции, вследствие чего отпадает необходимость в междувитковой изоляции; наряду с двухслойными обмотками в таких машинах иногда применяются и однослойные, так что не нужны прокладки между слоями; обмотки высокого напряжения с точно отформованными активными частями секций не нуждаются в дополнительной оболочке для защиты от механических повреждений при укладке в пазы и т. д. В некоторых случаях детали изоляции одного и того же вида могут выполнять несколько различное назначение; например, слой изоляции, непосредственно наложенный на металл проводника, а также горизонтальные и вертикальные прокладки между отдельными проводниками и их вертикальными рядами служат междувитковой изоляцией, но могут служить и изоляцией между параллельно соединенными элементарными проводниками составного стержня и т. д. Такого вида проводники часто используются в кондиционерах. По адресу http://www.daikin-mos.ru можно найти много полезной информации о когдиционерах Daikin, которые способны качественно управлять климатом, и включают в себя инверторное управление компрессором, увлажнение и подачу очищенного воздуха с улицы.В задачу данной статьи не входит рассмотрение различных вариантов конструкции изоляции, которые могут быть чрезвычайно разнообразны; поэтому достаточно ограничиться приведенным выше перечислением видов изоляции по назначению. Только в конце данного параграфа уделено внимание некоторым формам конструкции изоляции, характерным для небольших машин; что же касается машин более или менее крупных, особенно высокого напряжения, то в настоящее время конструкция изоляции их обмоток достаточно установилась и здесь уместно рассматривать ее и применяемые для нее материалы и способы их наложения лишь в той степени, в которой они способны повлиять на устройство обмотки, а через него — и на выбор того или иного ее типа. Во всех отношениях выгодно, чтобы корпусная изоляция была как можно тоньше. С одной стороны, это дает возможность либо увеличить количество металла проводников обмотки, либо уменьшить размеры паза и тем самым понизить магнитные нагрузки сердечника; с другой же — теплопроводность изоляции тем лучше, чем она тоньше, следовательно, более тонкая изоляция позволяет либо понизить превышение температуры обмотки, либо повысить ее нагрузку. По этой причине повсеместно проводятся изыскания изоляционных материалов, допускающих утоньчение корпусной изоляции. Конечно, теплопроводность различных изоляционных материалов зависит от их состава; так, в целом материалы неорганического происхождения более теплопроводны, чем органические, но большую роль играет еще и однородность структуры материала: хорошая теплопроводность его самого по себе значительно ухудшается за счет промежутков между его слоями, в лучшем случае заполненных менее теплопроводным связующим, а в худшем — воздухом, имеющим значительно более низкую теплопроводность. |
||