Область применения секций из проводника прямоугольного сеченияОбласть применения секций из проводника прямоугольного сечения для якорей коллекторных машин начинается со значительно меньших мощностей, чем для бесколлекторных. Из такого проводника могут быть намотаны и многовитковые секции, что допускает многочисленные формы их исполнения, описываемые обычно в руководствах по обмоткам, особенно относящихся к первой четверти текущего века; однако применение таких форм сильно осложняет выполнение обмоток и ухудшает условия коммутации и потому не может быть рекомендовано — во всех отношениях целесообразнее применение одновитковых секций. В этих условиях все преимущества у волновой обмотки, позволяющей получать при прочих равных условиях вдвое большее напряжение, нечувствительной к погрешностям сборки машины и не нуждающейся в уравнительных соединениях, ровно как и чугунное литье не нуждается в сложном и долго настраиваемом оборудовании. Все это и определило широкое распространение волновых обмоток для машин сравнительно небольшой мощности, но уже достаточной для отхода от всыпных обмоток.Простые волновые обмотки применяются довольно широко; ими снабжаются машины с мощностями главным образом в десятки киловатт, особенно быстроходные; однако строго разграничить области применения простых волновой и петлевой обмоток было бы очень трудно — в достаточно широком интервале мощностей они практически равноценны. Одной из типичных областей применения сложных волновых обмоток являются относительно тихоходные машины средних мощностей с не очень высокими пределами напряжения, как, например, возбудители для гидрогенераторов, в которых трудно добиться равномерности зазора между полюсами и якорем при различных положениях вала. В этих машинах число ходов может быть и больше двух. Простая петлевая обмотка является наиболее часто применяемой в широком диапазоне машин средней и крупной мощности; при этом число уравнителей первого рода возрастает с мощностью машины и в наиболее крупных доходит до полного возможного; однако такие машины уже находятся на границе применения сложных петлевых обмоток — двухходовых однократнозамкнутых или двукратнозамкнутых, а в последнее время и трехходовых трехкратнозамкнутых. При этом все более широкое распространение находят уравнительные соединения в петушках, заменяющие соединения всех родов. Выбор между сложными петлевыми и комбинированными обмотками в значительной степени определяется не столько техническими преимуществами той или иной формы, сколько условиями, сложившимися на том или ином электромашиностроительном предприятии, и потому не имеет однозначного решения. Во всяком случае на выбор той или иной формы обмотки в сильной степени влияют условия расчета электрической машины, для которой предназначается эта обмотка, что, однако, далеко выходит за пределы данной книги. |
||