Нивелирные рейкиДля нивелирования III и IV классов применяются в основном трехметровые рейки и для технического нивелирования - четырехметровые складные. Рейки эти изготовляют из сухого дерева хвойной породы; они обычна имеют шкалы на обеих сторонах. Сантиметровые шашки одной шкалы, являющейся основной, окрашены в черный цвет, а шашки второй шкалы, вспомогательной (контрольной) - в красный цвет. Оцифровка выполнена через каждый дециметр. Контрольная шкала смещена относительно основной на 17±0,5 мм и ее дециметры подписаны от 47 до 86. Конец бруска рейки имеет стальной наконечник - «пятку», плоскость которого должна отстоять от грани шашки рейки не более чем на ± 0,5 мм. На расстоянии 1 м от нижнего конца к рейке прикреплен круглый уровень с ценой деления 20 (ГОСТ 2386-69).Для нивелирования I класса применяются штриховые рейки. В качестве полотна рейки применяется инварная лента, натягиваемая пружиной с постоянным усилием. Эти рейки, называемые инварными (хотя инварной является только лента, а корпус рейки деревянный), имеют длину 3 м. Лента укладывается в корпус рейки на шести опорах и закрепляется в нижнем конце; в верхнем конце она натягивается через рычаг пружиной с силой в 198-200 Н (20 кг). На окрашенной ленте шириной не менее 24 мм и толщиной 0,6 мм (но не менее 0,5 мм). Шкалы штриховые с шириной штрихов 1 мм. Одна шкала смещена относительно другой на 2,5 мм. Цифры подписаны на корпусе. Стальные наконечники реек закаливают и шлифуют, чтобы плоскость «пятки» совпала с осью нулевого штриха рейки с допускаемой погрешностью ±0,1 мм и для II класса ±0,15 мм. Рейки снабжают уровнями с ценой деления 10 на 2 мм. Это интересно: в связи с частыми кадастрофами на воде, требования к безопасности ужесточаются и судовое снабжение переходит на новый уровень! При этом, ужесточение мер касается не только плав-средств, но и электронники, отвечающей за связь и работу спасательных механизмов. |
||