Недостатки электрохимических аккумуляторовГлавный недостаток электрохимических аккумуляторов — низкое значение удельной (т. е. отнесенной к 1 кг веса аккумулятора) энергии, запасаемой аккумулятором. Если мы хотим сделать более мощный аккумулятор, например, для привода в движение автомобиля да еще желаем, чтобы между зарядками аккумулятора он прошел бы несколько сотен километров, то такой автомобиль практически не мог бы транспортировать ничего другого, кроме питающего его аккумулятора. Свинцово-кислотный аккумулятор обладает удельной энергией порядка 100 кДж/кг, серебряно-кадмиевый — около 400 кДж/кг, в то время как бензин имеет теплотворную способность примерно 40 000 кДж/л. Именно по этой причине электромобили с электрохимическими аккумуляторами находят пока узкое применение, например в случаях, когда радиус пробега мал, а остановок приходится делать много (городские автомобили для почты, для развозки молока и т. п.).Аккумуляторы тепла столь же востребованы, как оборудование для упаковки на производстве. С каждым годом увеличивается интерес к этим аккумуляторам. За последнее время солнечная энергия для нагревания используется во многих районах земного шара. Но для земных условий Солнце не постоянный источник энергии: днем солнечная радиация имеется, ночью — нет. По этой причине отопление за счет энергии Солнца возможно только при использовании аккумулятора тепла: днем он должен запасать тепло за счет солнечного излучения, а ночью — отдавать. Аккумуляторы тепла подразделяются на две основные группы: во-первых, запасающие тепло путем нагревания рабочего тела аккумулятора, температура которого при этом повышается, во-вторых, накапливающие тепло в результате перехода рабочего тела из одного агрегатного состояния в другое, чаще всего из твердого в жидкое; в этом случае температура рабочего тела не изменяется или изменяется мало. Передача тепла потребителю от аккумуляторов I группы происходит за счет охлаждения рабочего тела и понижения его температуры, а от аккумуляторов II группы — путем возвращения рабочего тела в первоначальное агрегатное состояние (замерзания). Каким бы ни было устройство аккумулятора тепла, необходимо придерживаться главного принципа: температура рабочего тела должна поддерживаться как можно более высокой, по возможности близкой к температуре того источника тепла, от которого «заряжается» аккумулятор. Чем выше температура источника тепла, тем более ценно запасенное им тепло. В пределе, если бы источник тепла имел температуру среды, то ни он сам, ни запасенное им тепло не представляли бы никакой ценности и никому не были бы нужны. Кроме того, рабочее тело должно иметь хорошую тепловую изоляцию от окружающей среды, с тем чтобы в максимальной мере снизить неизбежные потери тепла и сохранить более высокую температуру. |
||