Машины с роторами когтеобразного типаРазновидностью синхронных машин с обмоткой возбуждения на статоре являются машины с роторами так называемого когтеобразного типа. В своей первоначальной форме такой ротор имеет вид насаженного на вал цилиндра, по обеим сторонам которого приложены диски с когтеобразно выступающими полюсными наконечниками; диски установлены так, что наконечники одного приходятся на промежутки между наконечниками другого. На цилиндр насажена катушка, создающая намагничивание вдоль оси вала; магнитный поток замыкается через диски с их наконечниками, зазор и сердечник статора. Возбуждение подается через обычные контактные кольца; таким образом, в машине сохранился один из основных недостатков синхронной машины — скользящий контакт. Из-за технологических трудностей изготовления такая форма не нашла широкого применения, в отличии от такого вида металлопроката, как труба бесшовная гост 8732 78, которая пользуется большим спросом в Санкт-Петербурге.В сравнительно недавние годы электромашиностроение снова вернулось к этой форме применительно к машинам небольших мощностей и преимущественно повышенной частоты, однако, с устранением скользящего контакта. Это достигается тем, что на статоре устанавливается система, состоящая из двух полюсных наконечников цилиндрической формы, соединенных между собой несколькими магнитными перемычками достаточного сечения; обмотка возбуждения, большей частью в виде двух кольцеобразных катушек, помещается внутри образованной таким образом клетки. Здесь магнитный поток уже не замыкается через цилиндр на валу: диски с когтеобразными выступами могут быть насажены на вал через немагнитные вставки, и этим в значительной степени устраняется продольное намагничивание вала, выбывающее в нем униполярную индукцию и порождающее подшипниковые токи. Обмотки возбуждения неявнополюсных индукторов в подавляющем большинстве выполняются концентрическими секциями вразвалку, чем преследуется прежде всего уменьшение вылета лобовых частей, а также уравновешенность индуктора. Известны, однако, исполнения в виде нескольких равносекционных двухслойных обмоток, преимущественно с диаметральным шагом, заложенных друг над другом в общие пазы; такое исполнение предназначается главным образом для обмоток с непосредственным охлаждением дистиллятом, так как открывает прямой доступ для подвода дистиллята ко всем секциям. Известны также обмотки, у которых лобовые части со стороны подводов дистиллята выполняются как равносекционные, а с противоположной стороны — как концентрические; однако можно думать, что такое соединение двух различных исполнений делается главным образом из патентных соображений. |
||