Конструкция компенсатора

­Конструкция компенсатора состоит: из стержня, нитей, поршня демпфера, добавочного груза и винта для регулировки центра тяжести. Окончательная регулировка достигается перемещением центра тяжести винтами. Начальное положение устанавливается добавочным грузом. Материал проволоки компенсатора - сталь. В среднем положении нагрузка на одну проволоку составляет 0,6 кг/(мм) в квадрате, в предельном положении возникает поперечная нагрузка 3,7 кг/(мм в квадрате). Масса подвешенных деталей не более 45 г. Диаметр проволоки 0,1 мм. Собственная частота колебаний системы 1,5 Гц. В конструкции применено апериодическое воздушное демпфирование. Зазор между поршнем и стенками цилиндра 0,3 мм. Компенсатор устанавливается в течение 0,5 сек. Приведем отдельные данные, характеризующие нивелир. Увеличение трубы 32 х, диаметр входного зрачка объектива 40 мм, кратчайшее расстояние визирования 3,3 м. Длина трубы 27 см. Нивелир снабжен круглым уровнем с ценой 15 процентов на 2 мм. Конструкция достаточно устойчива, хотя компенсатор не арретируется. Система включает призмы 1, 2, 3 и демпфер. При работе с нивелиром зона действия компенсатора ±15 процентов.

Боковой наклон допускается до 6 процентов. В некоторых моментах работы подобного оборудования может понадобиться электролаборатория. На результаты мало влияют и изменения температуры. Погрешность установки линии визирования нивелиром № 2 около 0,5 процентов. Общая точность нивелира ниже точности измерений высокоточным нивелиром при расстояниях в 60 м примерно в два раза. К нивелирам, у которых компенсатор расположен между компонентами объектива и сеткой нитей, относится большое число инструментов. Развитием конструкции № 2 явился выпущенный в 1968 г. нивелир № 1. В нивелире применен компенсатор, которым является призма на качающемся основании, подвешенном на скрещивающихся металлических нитях. Теория этой подвески сходна с теорией подвески, рассмотренной ранее. Для установления зависимости между углами составляют уравнения таким же образом. Положение равновесия наблюдается тогда, когда точка и центр тяжести подвески лежат на отвесной линии и направление вектора проходит через одну точку. Увеличение I здесь привело к уменьшению собственной частоты колебаний с 1,2 до 0,5 Гц. Схема со скрещивающимися нитями, таким образом, выгоднее. Возможное влияние на положение линии визирования сотрясений штатива от ветра и других причин, происходящих обычно с частотами в десятки герц, делается меньше. ­