Комбинированные (лягушечьи) обмоткиКомбинированная обмотка является сочетанием двух обмоток на одном и том же сердечнике якоря — петлевой, которая может быть как простой, так и сложной, и волновой, которая может быть только сложной. Благодаря своеобразному очертанию элемента такой обмотки, состоящего из секций петлевой и волновой составляющих, эта обмотка получила название «лягушечьей». Числа параллельных ветвей обеих составляющих должны быть одинаковы; следовательно, предполагается, что ток распределяется между ними поровну и сечения проводников обеих составляющих равны между собой. Таким образом, если петлевая составляющая является простой, то общее число параллельных ветвей обмотки = 4; если же петлевая составляющая сложная, то оно в соответствующее число раз больше. Такая схема обмотки часто используется в такой технике, как вентиляторы dospel.Комбинированная обмотка не нуждается в уравнительных соединениях, потому что их роль для петлевой составляющей выполняют секции волновой составляющей, и наоборот, для волновой составляющей — секции петлевой, причем те и другие — в наибольшем возможном числе. Число ходов волновой составляющей должно быть равно числу пар параллельных ветвей петлевой составляющей. Это требование ограничивает выбор общего числа пазов якоря, которое, с одной стороны, должно допускать выполнение волновой составляющей, а с другой — удовлетворять требованиям симметричности петлевой составляющей, а именно, чтобы число пазов было кратно числу пар полюсов. Существует много разновидностей исполнения комбинированных обмоток, из которых следует прежде всего отметить две — когда секции впаиваются в пластины коллектора либо «головой», либо «ногами». При первой из них напряжение между активными сторонами петлевой и волновой составляющих в каждом слое паза либо равно нулю, если они впаяны в одни и те же пластины коллектора, либо различается при некоторых схемах на небольшую долю полного напряжения, равную частному от деления последнего на число пазов на один полюс; но при второй разновидности между сторонами секций каждого слоя обеих составляющих существует полное напряжение машины, потому что секции волновой составляющей впаяны в пластины, находящиеся на расстоянии полюсного деления от мест впайки секций петлевой составляющей. Поэтому такое исполнение практически не применяется, хотя оно и давало бы возможность изготавливать секции обеих составляющих без паек со стороны, противоположной коллектору; впрочем, такое исполнение затрудняет укладку таких элементов обмотки в пазы. При впаивании «головой» в лучшем случае возможно выполнить без паек со стороны, противоположной коллектору, только петлевые части элементов обмотки; однако и это затрудняет укладку, и последняя получается наиболее простой тогда, когда все секции делаются разрезными, т. е. в виде отдельных стержней и петлевой и волновой составляющих, хотя число паек со стороны, противоположной коллектору, возрастает при этом вдвое. Как правило, стороны секций волновой составляющей занимают в пазах самое верхнее и самое нижнее положения, а стороны секций петлевой составляющей укладываются между ними. Соответственно этому вылет секций петлевой составляющей меньше, чем волновой, и лобовые части первой оказываются скрытыми под лобовыми частями второй. Следует признать, что укладка секций комбинированной обмотки труднее, чем только петлевой или только волновой, в которых при разрезных секциях всегда возможно уложить полностью сначала один слой, а потом второй с поочередным запаиванием хомутиков. |
||