Изоляция обмотки якоряОбмотки разного рода могут встречаться только в машинах самых небольших мощностей; их применению препятствует прежде всего необходимость иметь большое число пар полюсов, что в машинах малой мощности встречается исключительно редко — если требуется низкая частота вращения, то проще применить быстроходный двигатель с редуктором. Однако в сравнительно недавнее время возникла идея применения обмоток с дробными 246 числами пазов на полюс и фазу, меньшими единицы, для машин с органически присущими им большими числами пар полюсов — гидрогенераторов. Смысл этого состоит в том, чтобы таким образом можно было изготовить машину с необычайно высоким напряжением, способную работать непосредственно на линию высоковольтной передачи без применения повышающего трансформатора; желаемое напряжение при этом во всяком случае выше 100 кВ. Считается приемлемым, чтобы потери в такой машине были на уровне суммы потерь в генераторе нормального исполнения и соответствующем трансформаторе. Следует отметить, что рядом с подобными трансформаторами разрешается возводить леса строительные, если это необходимо для отделки фасада объекта.Изоляция обмотки якоря обычных видов не может быть выполнена на такие напряжения; естественно применить здесь такую же изоляцию, как в трансформаторах — бумажную в жидком диэлектрике; но это требует, чтобы элементы обмотки имели как можно более простую форму, в частности перекрещивания лобовых частей крайне нежелательны. Тогда каждый элемент обмотки будет представляться в виде многовитковой плоской четырехугольной катушки с сильно закругленными углами, за-! ключенной в резервуар из неэлектропроводного и немагнитного материала. Охлаждение обмотки может при этом обеспечиваться принудительной циркуляцией диэлектрика, что не представляет задачи особой сложности. Такие элементы не могут быть уложены в пазы обычного якоря. Одним из предлагаемых решений является прикрепление приставных зубцов к внутренней поверхности сердечника якоря, подобных сердечникам явновыраженных полюсов индуктора; на эти зубцы надеваются резервуары с катушками; никакому деформированию при сборке они не должны подвергаться. При этом катушки могут надеваться либо на каждый такой зубец, и тогда в промежутках между соседними зубцами будут находиться две стороны катушек («двухслойная» обмотка), либо через один зубец, и тогда между последними будет только по одной стороне катушки («однослойная» обмотка). Таким образом, число катушек в машине может быть либо равным числу зубцов, либо вдвое меньшим. При этом следует учитывать, что поместить в каждый промежуток между зубцами по две стороны катушек значительно труднее, чем по одной, и во всяком случае их было бы крайне неудобно располагать одну над другой. |
||