Гибридные схемы с аккумуляторами энергии «симбиоз» аккумуляторовАккумуляторы, успешно работающие в одиночку, еще лучше могут работать в паре с другим, подходящим для этой цели аккумулятором. Мы уже говорили, что супермаховик может помочь электромобилю преодолеть его основной недостаток — малую удельную мощность. Действительно, если электрохимические аккумуляторы (по данным американских ученых) обеспечивают всего около 80 Вт/кг, а «парадной» цифрой является 150 Вт/кг, то любой маховик в состоя-пни обеспечить более 10 тыс. Вт/кг. Таким образом, маховик «берет на себя» переходные режимы движения электромобиля (разгоны, торможепия, подъемы, обгоны), требующие высокой удельной мощности. Вместе с тем электрохимический аккумулятор хранит энергию в основном гораздо дольше маховиков, а нередко имеет и большую удельную энергоемкость (если не принимать в расчет перспективных супермаховиков).При совместном применении в электромобиле эти два аккумулятора образуют отличный «симбиоз». Например, на основе минибуса фирмы «Мерседес» разработан 40-ме-стиый электробус, оснащенный супермаховиком. Этот электробус при движении по ровной дороге с обычной скоростью испольэует энергию электроаккумуляторов, а при разгонах, обгонах других машин, подъемах в гору, когда мощности электроаккумуляторов недостаточно, вступает в работу супермаховик, обеспечивая необходимые динамические качества. Наличие даже небольшого маховика (супермаховика) па электромобиле позволяет чуть ли не вдвое увеличить его пробег в городских условиях, где часты торможения и разгоны. Кроме того, электрохимический аккумулятор при отборе от него высокой мощности быстро выходит из строя, у маховика же мощность, развиваемая при зарядке или отборе энергии, практически не влияет на его долговечность: и в этом он столь успешно дополняет электрохимический аккумулятор. Соединение маховиков с электродвигателями на электромобилях принципиально не отличается от их соединения с тепловыми двигателями. Несколько иной характер носит «симбиоз» тепловых и газовых аккумуляторов. Известно, что газ при сжатии нагревается, а при расширении теряет это тепло. Азот, выпускаемый из баллона под давлением 150 атм, имеет температуру около —80° С. Если из баллона выпускать в атмосферу жидкую углекислоту при обычной температуре, то, расширяясь, она так охлаждается, что переходит в твердое состояние — углекислотный снег (из него получают «сухой» лед). Конечно, при расширении газ теряет много энергии, накопленной при сжатии. Дополнительная информация: современная экологическая обстановка не позволяет использовать подземные воды в бытовых и промышленных целях, не подвергая их длительной и тщательной очистке. Промышленные фильтры для воды позволяют обеспечить комплексную многоступенчатую очистку воды, как от сора, так и от химических загрязнений. |
||