Энергетика на органическом топливе и перспективы ее развитияОсновной источник энергии на современном этапе развития энергетики— органическое топливо: доля энергетики на органическом топливе в топливно-энергетическом балансе планеты составляет более 90%. Сравнивая запасы органического топлива с мировыми потребностями в энергии, оцененными с помощью гипотетической модели, нетрудно сделать вывод, что исчерпание органических источников энергии произойдет задолго до стабилизации энергопотребления. Даже если ориентироваться на геологические ресурсы топлива, равные примерно 355 Q, то и в этом случае они будут исчерпаны примерно через 100 лет. Отсюда со всей очевидностью столь же важный, как своевременное обслуживание холодильного оборудования, вывод о небольших потенциальных возможностях энергетики на органическом топливе, если исходить из предполагаемых энергопотребностей на долгосрочную перспективу. Из-за ограниченности ресурсов энергетика на органическом топливе не может быть отнесена к крупномасштабным источникам энергии, способным на протяжении столетий производить энергию порядка нескольких Q в год. Такая энергетика позволяет покрыть потребности общества лишь на ближайшей фазе развития и обеспечить на средней фазе плавный, безболезненный переход к альтернативным источникам, способным обеспечить энергопотребпости в отдаленной фазе.Ограниченность запасов органического топлива — главная причина наблюдающейся сегодня резкой переориентации мирового топливно-энергетического баланса. Поясним, структура топливно-энергетического баланса крупнейших стран — потребителей энергии и ее изменение с течением времени. Видно, что с конца XIX в. начинается абсолютный и относительный рост потреблений нефти и природного газа. Одновременно снижается доля угля, несмотря на абсолютный рост его потребления. Аналогичные тенденции присущи изменениям структуры мирового топливно-энергетического баланса. К 1980 г. доля нефти и газа достигла 62,2% общего потребления вместо 8,1% в 1920 г. Доля угля за этот же период снизилась с 62,5 до 29,4%. Такое изменение структуры топливно-энергетического баланса объясняется прежде всего быстрым развитием в этот период авиации и автомобильного транспорта, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, для работы которых необходимо жидкое и газообразное топливо. Кроме того, важное значение приобрело то обстоятельство, что сжигание нефти (мазута) и особенно природного газа вызывает значительно меньшее загрязнение воздуха, чем сжигание твердого органического топлива (уголь, сланцы). Наконец, для жидкого и газообразного топлива легче решаются вопросы транспортировки и загрузки в котлы. |
||