Автоматическим получением горизонтального проложения измеренной наклонной линии - авторедуцированием занимались конструкторы и изобретатели еще в начале XX в. Задача получения дальномером точного горизонтального расстояния оказалась осуществимой после появления дальномеров двойного изображения и применения для измерений вращающегося оптического клина. Разработка одного из точных дальномеров, автоматически редуцирующего наклонное расстояние, принадлежит Р. Боссхардту. Инструмент был построен на заводе Цейсса (Кениг, Штейнле и И. Малер) и получил название “Редта”. При конструировании дальномера “Редта” преследовали цель - получить горизонтальное проложение по формуле. Задача решается вращающимися клиньями, поэтому тут контроллер температуры не понадобится. Переменный параллактический угол получается из зависимости. Поворот клиньев на угол а осуществляется пространственным механизмом из зубчатых колес с неподвижными осями. Шестерня соединена с алидадой вертикального круга инструмента. Шестерни соединены с оправами клиньев, шестерня служит также для уменьшения мертвого хода. Погрешности редукционного устройства главным образом зависят от погрешностей зубчатой передачи. Приближенный расчет показывает, насколько высоки требования к изготовлению зубчатых колес. Рассчитаем допускаемую погрешность для этой передачи. Приняв 45° и относительную ошибку в расстоянии 1 : 10000, получим 0,3 градуса.
|